Проверки во время военного положения – Assets
logo
Перезвоните мне

    Скрыть
    Главная > Блог > Проверки во время военного положения

    Проверки во время военного положения

    Новости

    08.07.2022

    Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) предусматривает три вида проверок: камеральные, документальные, фактические.

    Основания для назначения и порядок проведения камеральных проверок устанавливает ст. 76 НКУ. В частности, камеральные проверки должностные лица контролирующего органа проводят без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления его проведения. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

    Документальные проверки могут быть плановые и внеплановые, выездные и невыездные. Основания и порядок проведения документальных проверок определяют ст. 77-79, 81 НКУ.

    Основания назначения и порядок проведения фактической проверки установлено в ст.ст. 80-81 НКУ.

     

    Какие проверки разрешены во время военного положения

     

    Закон №2118 установил, что в период действия военного положения новые налоговые проверки не начинаются, а уже начатые останавливаются.

    Остановлено проведение документальных, фактических и камеральных проверок, которые были начаты до 24.02.2022 г. и не были завершены, на период по последний день календарного месяца (включительно) в котором завершится действие военного положения.

    Закон № 2120 вывел из-под контрольно-проверочного моратория:

    • камеральные проверки деклараций или уточняющих расчетов (в случае их представления), в которые подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, показатели которых сформированы на основании налоговых накладных и/или расчетов корректировки, составленных и зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных, и/или таможенных деклараций, за исключением. 215.3.1, 215.3.2, 215.3.21 и 215.3.31 НКУ. При этом срок камеральной проверки налоговой декларации или уточняющего расчета – 90 календарных дней;
    • фактические проверки.

    Согласно Закону № 2120 камеральные проверки поданных налоговых деклараций (уточненных расчетов) со всех налогов и сборов и налоговых деклараций (уточняющих расчетов) по НДС, сформированных с другими показателями (задекларированное положительное, отрицательное значение налоговых обязательств по НДС и бюджетное возмещение, определенное при других

    О проведении фактических проверок налоговики объяснили, что Закон №2120 прекратил действие моратория на проведение фактических проверок представителей бизнеса, осуществляющих реализацию товаров первой необходимости (продуктов питания, средств личной гигиены, лекарственных средств, медицинских препаратов, табачных изделий, горючего). Также во время военного времени разрешены проверки продавцов, которые, несмотря на запрет, продают алкогольные напитки. Налоговики также предупредили, что в поле их зрения попадут плательщики, которые необоснованно завышают цены на товары первой необходимости и подакцизные товары, нарушают порядок проведения наличных расчетов через РРО (ПРРО), отказывают покупателям в проведении расчетов в безналичной форме через терминалы.

    Закон №2142 снял запрет камеральных проверок с налоговых деклараций плательщиков единого налога четвертой группы.

    Закон № 2173 не только уточнил порядок оформления результатов проверок, но и дополнил НКУ временными нормами проведения фактических проверок при осуществлении налоговиками контроля за соблюдением налогоплательщиками требований законодательства относительно установленных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки (наценки).

    Закон №2260 разрешил проведение любых камеральных, фактических, отдельных документальных внеплановых проверок.

     

    Камеральные проверки

     

    С 27.05.2022 г. в рамках камеральной проверки налоговики могут дистанционно, без предварительного уведомления и анализа имеющихся у налогоплательщика документов проверять (пп. 75.1.1 НКУ):

    • любые налоговые декларации, включая уточняющие расчеты, в т. ч. о своевременности их предоставления;
    • своевременность уплаты согласованного налогового (денежного) обязательства;
    • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в ЕРНН.

    Закон №2260 определил (фактически составил на военное время план-график) сроки проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС и уточняющих расчетов к ним за отчетные налоговые периоды:

    • февраль, март, апрель, май 2022 - начинаются на следующий день после 20 июля 2022 года и завершаются не позднее 20 сентября 2022;
    • июнь, июль 2022 года – начинаются на следующий день после 20 августа 2022 года и завершаются не позднее 20 октября 2022 года.

    Представленные уточняющие расчеты в декларации по НДС за отчетные налоговые периоды до февраля 2022 года проверяются в срок, определенный п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ для отчетного периода, на который приходится день представления такого уточняющего расчета (абз. 2, 5-8 пп. 69.2 разд. 10 разд. ХХ НКУ).

     

    Документальные внеплановые проверки

     

    С 27.05.2022 г. разрешены некоторые документальные внеплановые проверки (пп. 69.2 разд. 10 разд. ХХ НКУ):

    • на обращение налогоплательщика;
    • когда начата процедура реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращения юрлица или предпринимательской деятельности ФЛП, закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юрлица, личной иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика. 78.1.7 НКУ;
    • плательщиком НДС подана декларация, в которой заявлено бюджетное возмещение, и/или задекларировано отрицательный НДС более 100 тыс. грн – на основании пп. 78.1.8 НКУ;
    • налоговики получили информацию, свидетельствующую о нарушении налогоплательщиком валютного законодательства о соблюдении предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям.

    Во время военного положения документальные внеплановые проверки на вышеупомянутых основаниях разрешено проводить при безопасных условиях, а именно:

    • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хоздеятельности и/или являются объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), либо связаны с другими объектами налогообложения такими налогоплательщиками;
    • доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей;
    • проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, наличных денег.

    Может случиться, что во время начатой или восстановленной документальной внеплановой проверки возникли опасные обстоятельства или препятствия для проведения проверки. Тогда такая проверка может быть приостановлена до завершения действия таких обстоятельств и/или устранения помех. Основание для остановки – приказ, выданный руководителем, заместителем руководителя налогового органа или уполномоченным лицом. Копию этого приказа присылают налогоплательщику в электронный кабинет и его электронный адрес.

     

    Проверка бюджетного возмещения

     

    Заявление, поданное на бюджетное возмещение НДС, автоматически инициирует камеральную проверку. При необходимости после камеральной может быть проведена документальная проверка (п. п. 200.10, 200.11 НКУ).

    Напомним, что пп. 69.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ до 21.07.2022 г. остановлено действие п.п. 200.10-200.12 НКУ, определяющих порядок согласования, сроки проведения проверок и процедуру возмещения заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной и документальной проверки.

    В отчетные налоговые периоды февраль-июль 2022 года п.п. 200.10-200.12 подразд. 10 разд. ХХ НКУ применяются с учетом сроков проведения камеральных, документальных налоговых проверок, предусмотренных пп. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

    Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляют в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.

    Обращаем внимание на новый пп. 69.29 подразд. 10 разд. ХХ НКУ согласно которому суммы налога на добавленную стоимость, включенные в состав налогового кредита при совершении операций по приобретению товаров, которые в дальнейшем были уничтожены (потеряны) в результате действия обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного положения:

    • не включаются в счет суммы бюджетного возмещения;
    • засчитывается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода до полного погашения.

     

    Штрафы по результатам проверок

     

    Подпункт 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прямо устанавливает: мораторий (остановка) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), не применяются.

    Впрочем, налогоплательщики нарушения в которых возникли в результате форс-мажора (пп. 112.8.9 НКУ) могут избежать финансовых санкций, если выполнили свои налоговые обязанности в сроки, установленные пп. 69. 1 подраздел. 10 разд. ХХ НКУ.

    Поделиться:
    Автор: